Михайловы Елена и Александр

Их дуэт, их дивные голоса в необычном сочетании- высокий юношеский и низкий девичий — вернут спокойствие, веру в добро, в духовное богатство и поэзию жизни тихой, мудрой, простой…

Когда тебе невмоготу от грохота, суеты и скоростей нашего века, от агрессивности и крика, не похожего на человеческий голос, в телепрограммах, или просто — тебе невмоготу от невесёлых мыслей- погрузись в родниковую чистоту и свежесть пения Михайловых.

В отличие от большинства поющих на концертных подмостках, Елена и Александр не вокалисты по своему образованию: они хорошие, даже очень хорошие драматические актёры. Окончили они Театральное училище имени Б.В.Щукина при театре имени Евг. Вахтангова, ходили на занятия уютными арбатскими переулочками… Вахтанговцы — это уже говорит о многом. Обычно у юных вахтанговцев проблем с устройством на работу не возникает. Можно было только радоваться, как складывалась театральная судьба у Елены и Александра Михайловых. В театр — Центральный детский — их взяли «на хорошее положение»: герой и героиня. И тут же их захватила стихия кино. Они снимались много — и не только в эпизодах, а в главных ролях; и не в случайных фильмах, а в талантливых и интересных, взволновавших и зрителей и прессу: «Полёты во сне и наяву», «Михайло Ломоносов», «Поцелуй», «Формула любви», «Жизнь и любовь Александра Блока», «Звезда и смерть Хоакина Мурьетты», «Два гусара», «Июнь, Москва, Чертаново» (телефильм, где Саша снимался с А. О. Степановой), «Ромео и Джульетта» (это работа Анатолия Эфроса, Саша играл Ромео) и др. Хотя прошло немало времени, но поклонники, любители кино их помнят и узнают на улице. В театре тоже всё складывалось удачно: хорошие роли, успех. Но далее для стороннего наблюдателя произошло нечто непонятное: Елена и Александр вдруг взяли и ушли из театра. В никуда… Чувствуя потребность полнее и глубже выразить себя, свою душу, они получили второе образование — богословское.

Утвердиться в вере, ещё до этого, им помогли поездки в Пюхтицкий и Псково-Печерский монастыри, общение со старцами. В свободное время они частным образом занимались сольфеджио, вокалом, готовя себя к новому периоду в своей жизни, творчестве. Их пригласили на работу — Саша вёл в Клинике катехизаторские беседы, помогая больным преодолеть последствия стресса, Лена, стала регентом в одном из московских храмов. И параллельно готовили свой репертуар: духовные песни и песни для детей.

Выступали они (и выступают) в больницах, в Детских домах, в Домах для престарелых, в тюрьмах, выступают в ЦДРИ, в СТД, в Зеленограде во Дворце культуры, в Клину, в Праге- в Русском центре науки и культуры, в Новосибирске, а также в монастырях и многочисленных приходах московских храмов.

О чём поют Михайловы? О Святой Руси с её просёлками, зелёным простором, поют и о древних белых храмах на холмах, о всенощной в сельской церкви, о подвижниках веры, о неземной красоте багряного заката, о жизни простой, неспешной, где любовь к Богу, к родной земле, к ближнему прославляется, как самое важное для человека. «Слава Богу за всё!» — называется одна из их кассет. Среди авторов песен — неизвестные сочинители, и такие поэты, как Владимир Соловьев, Сергей Есенин; а также архидьякон Иосиф и монахиня Антония. Здесь и песни из собрания Свято — Данилова монастыря, и старинный кант, записанный со слов древних старушек.

Другое собрание их замечательного дуэта (под гитару, иногда ещё в сопровождении скрипки и флейты) -«Тихая моя Родина», где звучат духовные песни и песни о России на слова В. Тредиаковского, И. Никитина, С Есенина, святителя Дмитрия Ростовского, Ф. Глинки, И.Бунина, Н.Гумилёва, В.Набокова, в.к. К.Романова, Н. Рубцова, иеромонаха Романа; проза Н.Гоголя и И.Тургенева; музыка М. Щеглова, В.Щукина, А.Суханова и др.

Недавно Елене и Александру был вручен ещё один документ (в добавление к дипломам об актёрском образовании и богословском): диплом лауреатам Первого Московского молодёжного фестиваля авторской духовной песни во имя святого Романа Сладкопевца «Исповедь сердца».

В концертной программе Михайловых появилось нечто новое: маленький спектакль, завершающий музыкальную часть. Первый опыт прошёл удачно. Они выбрали и инсценировали близкое им по духу произведение: сказку М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть», сыграв каждый по несколько ролей, преображаясь на наших глазах. Свой мини-спектакль они подготовили с прекрасным режиссёром, мудрым и тонким — профессором театрального училища имени Б.В.Щукина, Марианной Рубеновной Тер-Захаровой; недавно её не стало, «Пропала совесть» — ее прощальная постановка.

А впереди — новые песни и новые маленькие спектакли. Это не просто дань своей первой профессии -«драматический актёр», но и нечто новое. Даже в лучшем театре актёр не волен в своём репертуаре, а теперь Михайловы сами ищут то литературное произведение, которое близко им по духу, отвечает их стремлению говорить о самом для себя главном. Как, например «Пропала совесть»: нельзя жить без совести! Это — в русле их духовных песен. Г.Флобер писал: «Мы возвращаемся в прошлое, кружась над ним. Спуститься в него уже невозможно.»

О. Дзюбинская
(Заслуженный работник культуры России, кандидат искусствоведения)