Елена Гудкова

Все мои беды – это победы над собой.
Все мои прегрешения – это падения за мечтой…

Персональный сайт: www.gudkova.spb.ru

Елена Гудкова – поэт, композитор, исполнитель.
Родилась 8 октября 19..года в городе Ленинграде.

По гороскопу – Весы. Асцендент во Льве, Луна в Рыбах, Венера в Скорпионе, Марс в Стрельце. (Если это вам о чём-то говорит).

Елена очень любит свой город. Её песни сотканы из питерского тумана и дождей, серых лоскутов неба и сурового гранитного полотна, из горделивого шёлка дворцов и простых нитей каналов. Гудкова не любит уезжать из родного города, но очень любит возвращаться домой. Потому что именно в эти минуты она понимает, как дорог ей Петербург.

Отец – Гудков Владимир Иванович, русский.
Мать – Гудкова Валентина Андреевна, русская.

Фамилия Гудкова происходит от русского народного инструмента «гудок». Струнного и смычкового. А не дудки, как многие думают. Гудочники ставили его на колено и водили смычком по струнам, инструмент гудел, за что и получил своё название. Имелось четыре вида гудка: маленький – гудочек, чуть больше – гудок, средний – гудило, и большой – гудище. Из вышесказанного ясно, что далёкий предок Лены играл на гудке (ах, если бы на гудище!)

Елена Гудкова с детства мечтает стать актрисой и по окончании средней школы №262 поступает на географический факультет Педагогического Института им. А. И. Герцена. Работает в школе старшей пионерской вожатой. (Женская логика!!!).

В студенческие годы разучивает несколько аккордов на гитаре, пытается петь, посягает на сочинение песен. Под давлением сочувствующих друзей и внутреннего «не могу больше» поступает на эстрадное отделение музыкального училища Санкт-Петербургской Консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова.
(Особое спасибо Лиле Рожковской и Вике Шороховой, которые за руку привели заигравшуюся с пионерами Гудкову в приёмную комиссию!).

Благотворная среда альма-матер усугубляет творческий зуд Елены Гудковой, и зелёный росток её дарования начинает яростно тянуться вверх. Его окучивают и тут же поливают педагоги, они же первыми замечают вокальные способности Гудковой, а также её авторский потенциал.

В 1987 году Эстрадное отделение, где Лена учится, отмечает своё 25-летие. Из Америки приезжает его основатель, незаслуженно изгнанный в семидесятые, режиссер — Донат Исаакович Мечик – отец писателя Сергея Довлатова. В концерте, посвященном этому событию, принимают участие именитые выпускники, известные артисты, а также лучшие студенты. Елена Гудкова исполняет на этом вечере две своих песни и получает одобрительную рецензию со стороны Почётного Гостя. Мечик сравнивает Елену с молодой Бичевской, жмёт ей руку, а в другую незаметно кладёт бронзовые американские струны. Гудкова принимает комплименты сдержанно (мол, спасибо за правду), а струны прячет поглубже в карман. В советские времена – такой подарок для музыканта не имел цены! Гудкова играет на этих струнах рекордное количество лет (три года), периодически подвергая их для улучшения звучания тепловой обработке в кастрюле с кипящей водой, и с огромной теплотой вспоминает высокого седого мужчину, который благословил её на песенное творчество.

В 1988 году, будучи студенткой третьего курса, Лена пишет песни для курсового спектакля – политическое кабаре «Тощая корова». Этот эстрадный спектакль много раз играется в Музее Эстрадного Искусства, а также в Театре Эстрады. И к начинающей тогда исполнительнице приходит первый успех и признание.

В 1989 году Лена знакомится с молодым талантливым человеком, студентом Ленинградского Университета Яном Николенко, который в свободное от учёбы время музицирует на флейте. Они делают несколько её песен для гитары и флейты, и с 1990 г. начинают работать вместе.
В результате чего на свет появляются дети – акустические альбомы-погодки: «Кружева» — 1992 г., «Созерцательный вальс» — 1993 г. К записи прикладывают свои магические руки: Алексей Зубарев — гитара и Алексей Петров — перкуссия.

С 1989 по 1991 год работает в Ленконцерте. (А где же Лене ещё работать!)

В этот период Гудкова часто ездит на гастроли. Работает, как автор-исполнитель и конферансье. География поездок – обширная. Это и Ленинградская область, и Вятка, и Воронеж, Свердловск, Нижний Тагил, Златоуст, Посёлок «Комсомолец» в Казахстане, Уфа, Курган, Днепропетровск…. Самая запоминающаяся поездка связана с группой «Союз» Игоря Романова (экс — «Земляне»). Молодая артистка работает перед выступлением коллектива, поёт свои песни под гитару, травит анекдоты, что называется, разогревает зал. Не обходится и без инцидентов. В городе Уфа Елену отстраняют от концертов за песню «Схема советского счастья». Перестройка не доходит ещё до столичного башкирского города, а Гудкова лишается зарплаты и получает по приезде домой выговор. Кстати сказать, клавишником группы «Союз» в те годы был известный ныне продюсер и композитор, улыбчивый блондин Виктор Дробыш. (Виктор, ты помнишь «тётю Лену»)?

С 1992 года начинает выступать с сольными концертами, как автор-исполнитель. ( Первый неофициальный концерт Гудковой состоялся на четыре года раньше, в 1988 году в концертном зале Лагеря комсомольского и пионерского актива «Зеркальный». Очевидцы утверждают, что восторженные зрители выносили Елену со сцены на руках!)

В 1992 году приходит первое официальное признание. Елена Гудкова становится лауреатом Первого Сентябрьского фестиваля авторской песни. (г. Ленинград)(Вместе с дипломом Елена получает большие по тем временам деньги – 3 тысячи рублей. Это был единственный конкурс, где платили участникам — по заслугам, а не организаторам — по аппетиту. Не удивительно, что Фестиваль быстро закрылся. А жаль! Хорошие люди его делали!).

В 1994 году Гудкова изменяет бардовской братии и отдаёт предпочтение рок-н-ролльной стилистике. Из «своей среди чужих» она превращается в «чужую среди своих».

В 1995 году певица становится лауреатом конкурса «Весь Петербург» с песней «Магические руки» и дипломантом фестиваля «Еврошлягер».
Первый раз Елена выходит на огромную сцену концертного зала «Октябрьский» в числе других лауреатов, рядом с такими известными артистами, как Евгений Белоусов, Юрий Лоза, группа «На-На» и др. Конечно, земля уходит из под ног, конечно, голова кружится, а сердце рвётся из груди. Но что может сравниться с этим ощущением счастья – ты и полный зал зрителей! И аплодисменты! И цветы! И пусть даже не тебе. Главное, это же «Октябрьский»!!!

В 1996 году представляет Петербург на конкурсе молодых исполнителей эстрадной песни «Ялта-Москва-Транзит». Ещё раз убедившись, что после бога только деньги, Лена решает поставить крест на всевозможных состязаниях и всецело отдаться тому, что радует – написанию песен, концертам, записям альбомов.

В том же году появляется альбом «Посвящение ходячей горе» — первая профессиональная студийная работа певицы. Музыкальным продюсером проекта выступает уже известный к тому времени российский музыкант Ян Николенко («ЭДИПОВ КОМПЛЕКС», «СПЛИН», «СЕТИ»).

Песни, вошедшие в «ГОРУ» — разноплановы, очаровательны и ненавязчивы. Это не рок-н-ролл, не поп-музыка и не бардовская песня. Нет в альбоме (как и во всем творчестве Елены) чистоты одного жанра, зато имеются признаки каждого. Налицо некий синтез, симбиоз, сожительство нескольких стилей, приносящее им взаимную пользу.
Нельзя не отметить и ещё двух людей, благодаря которым этот проект состоялся. Это — Роман Газенко, ныне режиссёр многих телевизионных проектов на центральных каналах и Светлана Андреева – тогда старший воспитатель ЦЗДЮТ «Зеркальный».

В период с 1994 по 1996 год музыкальный концертный состав Гудковой значительно расширяется. Появляется вторая гитара в лице Михаила Сахновского, барабаны – с Алексеем Петровым, фортепиано – а за ним Елена Сайберт, бас-гитара – под руководством Сергея Шевченкова.

В 1994 году 5 петербургский канал (тогда ещё общероссийский) приглашает Елену Гудкову в телевизионный фильм «Я верности окопной не нарушу», посвящённый памяти Юлии Друниной. Для этого проекта вместе со своими музыкантами Лена записывает песни военных лет. А также ей доверяют воплотить на экране образ молодой Друниной. (Режиссёр фильма – Анна Богуславская, редактор – Александр Соколов).

Ян Николенко всё больше времени отдаёт своему детищу — проекту «Эдипов комплекс», к тому же получает приглашение в группу «Сплин», поэтому их сотрудничество с Леной постепенно сходит на нет. И в 1996 году Гудкова делает программу со Светланой Климович (акустическая гитара). Песни приобретают новое звучание, а Гудкова нового музыканта.

В том же году Елена выпускает альбом «Танец дилетантов».

С 1998 по 2000 год Е. Гудкова сотрудничает с «Duty Free Trio», в составе: Алексей Зубарев (гитара), Марк Бомштейн (клавиши), Алексей Петров (барабаны), выступает в питерских клубах. Итогом этого творческого альянса становится концертный альбом «Суп с котом».

В 1998 году Елена вступает в ряды Союза Концертных Деятелей России (профессиональный союз артистов эстрады).

В октябре 2000 года в Театре русской антрепризы им. Андрея Миронова в тёплой и дружеской обстановке проходит десятилетний юбилей творческой деятельности певицы. Елену поздравляют: «Ночные снайперы», Павел Кашин, «Торба-нА–круче», Михаил Сульин, Ян Николенко и др.

В 2000 году Гудкова знакомится с молодой талантливой группой «Торба-нА-круче», и в ноябре на подмостках Театра Эстрады проходит их совместный концерт. (Когда встречаешь талантливых людей, их сразу же хочется приобщить к своему творчеству!). Лена исполняет десять песен из своего репертуара под крутой саунд «Торбы». Ещё раз подобное выступление происходит в клубе «Голливудские ночи». И всё. Хорошего помаленьку.

Так и не найдя «своих» музыкантов Гудкова предпочитает остаться в меньшинстве. То и дело привлекает к сотрудничеству сессионных «братьев и сестёр по цеху» — Юлию Михайлову – флейта, Михаила Сахновского – гитара. Но всё чаще выступает в одиночку. И это у неё всё лучше получается.

В период с 1991 по 2000 г. Е.ГУДКОВА выпустила несколько сольных программ, где она не только исполняла свои песни, но и выступала, как драматическая актриса, режиссёр: «Кружева» — 1991 г; «Посидим, поахаем» — 1993 г; «Новогодний дивертисмент» — 1995 г., «Хитообразные» — 1997 г.

В декабре 2003 года на театральных подмостках Петербурга (театр «За Чёрной речкой») состоялась премьера моноспектакля певицы «СтихиЯ», куда вошли ее песни, стихи, рассказы. Режиссером и сценаристом этого проекта также была сама Елена.

Еще одна грань таланта Елены Гудковой – ее проза. Рассказы Елены печатались в московских и петербургских журналах: «Новая Юность», «Золотая антилопа», «Стиль» и др.

В 2000 году Елена выпустила книгу детских стихов «Семейный альбум».

ЕЛЕНА ГУДКОВА – не частый гость телевизионных программ, газетных изданий, радиостанций, потому как жанр, в котором она работает, является не коммерческим. Интервью с исполнительницей печатали такие российские газеты, как «Смена», «Вечерний Петербург», «Комсомольская правда» и др. Ее песни звучат в эфире «Радио России», радио «Петербург», радио «Балтика» — (дай им бог здоровья и долголетия!). Но они несомненно заслуживают большего внимания со стороны средств массовой информации.

В 2004 году совместно с известными петербургскими музыкантами Георгием Ильдейкиным (виолончель) и Александром Кискачи (Флейта) Елена Гудкова делает новую акустическую программу, с которой в июле того же года участвует в музыкальном фестивале «Bardentreffen», Нюрнберг, Германия.
Под палящим солнцем Нюрнберга в соборе Св. Катерины её слушают восторженные немцы и русские эмигранты. Хорошая музыка не знает границ.

По следам немецких гастролей в сентябре 2004 года Лена выпускает сборник песен «Воскресение». Сама она называет эту работу «СтароПоново» (есть такое местечко в Питере), то есть старые песни, в новом звучании. Исполнилась её давняя мечта приодеть песни так, как они того заслуживают. Виртуозная игра музыкантов, красивейшие лаконичные аранжировки делают и без того благозвучные музыкальные опусы Гудковой неотразимыми. Единственное о чём жалеет Лена – это то, что альбом концертный, и к своему вокалу у неё масса претензий. Но мы-то знаем, как она может петь.

В ноябре 2004 года, то есть спустя месяц после выхода «Воскресения», Лена опять радует поклонников новой работой. Акустический альбом «Пухлое счастье» — единственный из всех, который она от корки до корки делает сама, в гордом одиночестве: сама пишет стихи и музыку, сама поёт, сама играет. Как и положено настоящему барду. Может, более десяти лет творческих поисков были нужны ей для того, чтобы понять простую истину – автор-исполнитель – это тот человек, который исполняет песни собственного сочинения под (чаще всего) собственный аккомпанемент?

13 октября 2005 года в Театре Эстрады имени Аркадия Райкина при скоплении благодарных ценителей настоящей музыки прогремел 15-летний юбилей творческой деятельности Елены Гудковой.
Как всегда это бывает у Лены, вечер прошёл на одном дыхании, тёплом и душевном. На концерте были замечены – Ян Николенко (Сплин), который играл с Леной долгие годы, Светлана Климович (гитара), Алексей Беляков (ведущий радио «России), Александр Кискачи и Георгий Ильдейкин (нынешние коллеги Елены), Армен Омпосян (аранжировщик альбома «Расскажу о тебе»), Михаил Сахновский (гитара), музыкально-эстрадный коллектив «Розыгрыш» Дворца Творчества Юных.
Информационную поддержку этому событию оказали: газета «Петербургский телезритель», «Утро Петербурга», телеканал «СТО», радио «Шансон 104,4 FM».

Вот оно и свершилось! 5 апреля в Театре Эстрады Елена Гудкова представила широкой публике свой только что испечённый фирмой «Гриффон» альбом «Расскажу о тебе». За 15 лет творческой деятельности – это первый диск талантливого петербургского автора, который официально выпускается музыкально-продюсерской компанией и поступает на прилавки музыкальных магазинов.
Как известно, творчество Елены страдает межжанровостью, и поэтому никак не может найти покровителей в лице радиостанций, а также рекорд-компаний. Но если чего-то очень хочешь, обязательно добьёшься. Если честно делаешь своё дело, то непременно достигнешь цели. Даже если к ней придётся идти не один десяток лет.
Но не успели зрители в антракте смешать шампанское с восторгами по поводу «Расскажу о тебе», как Елена огорошила их новостью, что издан ещё один альбом, а именно — «Пухлое счастье». Но уже в Москве. В Артеле «Восточный ветер». Оба альбома продавались в фойе Театра. Публика оживлённо рассматривала диски, жадно раскупала и брала автографы у счастливого автора. Остановись мгновенье, я — фотограф!

В мае 2006 г. по многочисленным просьбам поклонников Елена подготовила и показала в «Чаплин»-клубе ретро-программу по мотивам произведений прошлых лет, а также выпустила сборник песен «Только ты, моя гитара». В альбом представлено концертное выступление певицы в Ленинградском Концертном Зале (1997 год) в сопровождении звёздного состава музыкантов. А также несколько песен, исполненных на фестивале «Могучая кучка» в 2001 году. Альбом хорош тем, что это – живая история, к тому же большинство песен нигде не издавалось. Вот и ещё одно маленькое белое пятнышко в биографии артистки стало доступно широкой публике.

8 октября 2006 годав Театре Эстрады имени Аркадия Райкина автор-исполнитель Елена Гудкова открыла свой новый концертный сезон. Открыла не только новыми песнями, но и сразу же свежим диском «Равнодушие», изданным Московской «Артелью Восточный ветер».
Имя Елены Гудковой хорошо знакомо петербургскому зрителю. Она уже давно выступает на эстраде. Её творчество отличает искренность, лирическое звучание и мелодизм композиций, глубокие стихи, нередко ироничного оттенка и проникновенный голос. Равнодушных к её песням нет. Елену либо любят, либо нет. И она очень рада этому обстоятельству, потому что больше всего в жизни не терпит людского равнодушия. Наверно, поэтому свой новый альбом она посвятила этому не лучшему человеческому качеству.

22 апреля 2007 года петербургская певица Елена Гудкова представила зрителям свою новую программу «Семейный альбом». Это был маленький спектакль, откровенный разговор в песнях, стихах и прозе собственного сочинения о том, что «меньшего всего любви достаётся нашим самым любимым людям»….
Певица вызвала слушателя на откровенный разговор: «Семья – это то, ради чего мы живём. Зачастую, не осознавая этого. Это наше прошлое, настоящее и будущее. Это – наша жизнь. Но не всё так радужно в этой жизни. Где-то прячется боль. Копятся обиды и непонимание. Родные становятся чужими, чужие оказываются близкими…
Берегите своих ролных, дарите им тепло и внимание. И вы почувствуете себя счастливыми». Вот, что пыталась донести Елена Гудкова своим зрителям в песнях, стихах и прозе собственного сочинения под собственный же аккомпанемент и пение.

В феврале 2008 года Елена Гудкова стала автором и ведущей программы «Барды on-line» на петербургском телеканале «ВОТ». Каждое воскресенье в полдень в гости к Елене приходят талантливые авторы-исполнители, поэты, музыканты — коллеги. Разговаривают по душам. Поют песни. Делятся творчеством. Это единственная на сегодняшний день телевизионная программа об авторской песне в Петербурге. Отчёты о выпусках вы можете прочесть на страничке «гостиная».

14 марта 2008 года в Театре Эстрады им. А. Райкина состоялась презентация нового альбома певицы «Лунные крылья». Елена Гудкова гордо отпела под флагами радио «Петроград-Русский шансон» и «Дорожного радио», на волнах которых звучат её песни.
Снова шаг в сторону? Теперь к шансону? Многие поклонники — почитатели «акустической» Гудковой поёжились. Но автор всегда прав. Ведь это его песни. Его дети. Новые. Другие. Но несомненно талантливые.