Алекс Поляков (Поль)

«Петербургского поэта и музыканта Алекса Полякова можно смело назвать человеком-оркестром. Ни во время записи, ни на концертах он не прибегает к помощи других музыкантов, не использует наложений инструментов, и при этом, аккомпанируя себе на одной только гитаре, воссоздает звучание полноценной группы…»
Персональный сайт: www.alexpolyakov.spb.ru

Алекс Поляков (Поль) — родился во второй половине 20-го века от Р.Х. на территории России, в подмосковном городе Щелково. Там же, лет в семь, первый раз взял в руки гитару. С тринадцати лет был актером в Щелковском Драматическом театре, а так же играл в трех группах одновременно (в то время они именовались не иначе как «ВИА», а их названия «РИМ», «Каскад», «Zero» в принципе ни о чем не говорят ныне).

В шестнадцать лет он попадает в Московский Театр на Красной Пресне, где работает (как до, так и после двухлетнего заключения в рядах Советской Армии) вместе с Ансаром Халиллулиным (ныне — московским режиссером) над самостоятельными спектаклями по А.П.Чехову, А.С.Пушкину и Л.Н.Андрееву.

В 1987 он входит в состав музыкально-драматической группы «Экспромт», для которой пишет две стихотворные пьесы, несколько песен, и в ролях поющего актера и гитариста уезжает на гастроли в Петропавловскую филармонию. Результатом этой поездки явилось отвращение к филармонической халтуре и ее основному принципу: «… полтора часа позора — и золотой ключик — у нас в кармане…». После возвращения продолжает работать в театре, а также — ради проживания в близости к оному — вступает в «поколение дворников и сторожей» и машет метлой на Никитских Воротах. Так продолжается до 1989 года, когда «великий дворник» впервые совершает набег на славный град Петербург (в то время — Ленинград) с целью поступления в театральный институт — ЛГИТМиК (Ленинградский Государственный Институт Театра, Музыки и Кинематографии, ныне Сакт-Петербургская Государственная Академия Театрального Искусства) и обретения высшего актерского образования. (Не то чтобы в стольном граде Москве был недостаток таковых заведений, как раз напротив… Ну не желали они его принять в свое лоно… ну никак!) Судьба благоволит к нему, и он имеет возможности выбирать — куда положить документы: на «чисто» драматический курс или на экспериментальный курс Рок-Оперы. И наш герой выбирает последнее, с тайными намерениями — убить двух зайцев: повысить не только актерский, но и музыкальный уровни. Насчет смерти первого зайца, он не очень-то уверен, а что касается вокала, то прогресс был налицо (по крайней мере, голос, какой был дан от природы, был поставлен). В 1994 году Поль заканчивает Санкт-Петербургскую Академию Театрального Искусства, но не идет работать ни в театр Рок-Оперы, ни в какой либо другой театр, считая, что лучше быть никем, чем стыдиться того, что ты делаешь… 

Что касается «песенного творчества», то этим безобразием Алекс Поляков начал заниматься еще в период своих первых попыток работы с группами. В то время на него сильно влияли «Машина времени» и «Воскресенье». Но песни того времени уже ушли из его репертуара, а нынешние вещи уже не имеют ничего общего ни с Макаревичем, ни с Никольским. Поляков всегда был человеком несколько отстраненным от роковой музыкальной культуры, почти ничего не видел и не слышал, и для него явилось поздним откровением творчество таких столпов, как Б.Гребенщиков, А.Башлачев и Ю.Наумов. Он услышал их в полном объеме уже тогда, когда сформировалась собственная техника игры и стиль стихосложения. Впрочем, он не сожалеет об этом, поскольку считает, что именно эти Художники могли бы оказать на него достаточное влияние и ему пришлось бы «лечиться не только от Макаревича, но и от других эпигонских заболеваний». 

Манера акустической техники Алекса Полякова имеет некоторое сходство с гитарой Юрия Наумова. Прежде всего — это игра исключительно пальцами, без использования медиатора, техника «подвижного ритма», временами напоминающая фламенкийскую гитару, и желание играть одному несколько партий одновременно (по крайней мере, партию баса и ритма). Но в самой музыке между этими музыкантами нет ничего общего. Алекс Поляков прежде всего — мелодист, использующий ритмическую структуру стиха в качестве дополнительного инструмента. А вот сравнения поэзии Алекса Полякова с песнями СашБаша, проскальзывающие в некоторых рецензиях, лишены основания в принципе. Если кто и оказал влияние на Алекса в этой области, то это, скорее всего, поэзия Серебряного века, такие мастера, как Н.Гумилев, И.Северянин, В.Хлебников… Эти ассоциации возникают, скорее всего, из-за внимательного отношения к слову, из-за сети аллитераций, игры слов и фонетических изысков. Но, в отличие, к примеру, от того же Велимира Хлебникова, Алекс более чем тщательно следит за сохранностью не только фонетического ряда, «междустрочий» в проведении второго и третьего плана, но и четко проводит линию первого плана.

Его песни напоминают здание со множеством дверей, находящихся на различных уровнях, где для каждого найдется вход, и, после прохождения по хитросплетенному лабиринту, захочется войти в другую дверь и проследить тот же путь на ином уровне. В принципе, такая вещь, как Бард-Рок стоит на трех основных китах — это Поэзия, Музыка и Атмосфера. И вот как раз атмосферу создает ни что иное, как личность исполнителя, его душевный посыл и настрой. Для Алекса Полякова это является отнюдь не последним делом. Он знает не только то, что он хочет сказать залу, передать Поэзией — ментальный план, и астральные сферы — Музыкой, но старается донести слушателям это на более ощутимом уровне с помощью посыла, который превращает песню в спектакль. Но это не мертвый, заранее отрепетированный «театр представления»; автор стремится пережить все здесь и сейчас и вовлечь в это переживание зал.

Высшей наградой для него является — достичь Катарсиса внутри себя и впустить в этот внутренний мир всех, кто способен подключиться к этим потокам. «… Передатчик подоблачной сферы, переводчик в надземной войне…», — он считает мерилом любого творчества — точность и незамутненность этого перевода, и любой Художник для него — «… Диалог между Небом и Адом…»

Самый первый альбом 1981 года «Начало» безвозвратно утерян во времени и пространстве. А для изъятия «из употребления» двух последующих альбомов («Путешествие из Москвы в Петербург» 1989 г. и «Черная месса» 1991 г.) автор приложил в свое время немалые силы, поскольку считал эти записи, да и сами песни, только лишь пробой пера, воспринимаемой им самим лишь как «кухня» и трамплином для Творчества (из того периода осталось, пожалуй, пять-шесть песен, которые еще присутствуют в нынешнем репертуаре). Алекса можно услышать на одной из сторон кассетного двухтомника, записанного студией «Добрый Волшебник» на Фестивале Русского Акустического Андеграунда в 1995 году, проходившего в Петербурге на энтузиазме известного квартирнико-мена «Зайца». В том же 1995 году он впервые появился в прямом эфире на радио «Катюша» в программе Екатерины Борисовой «Редкая Птица».

Песни Полякова звучали на первом радиоканале Санкт-Петербурга (в такой ужасной записи, сотворенной там же, что он вынужден был попросить уничтожить пленку и никогда больше не передавать). К сожалению, в Петербурге (который, вроде бы, и рожден для акустического рока) на тот момент отсутствовали акустические клубы (что продолжается и по сей день) и редкие выступления музыкантов сего направления чаще всего проходили на квартирниках. Также выступления проходили в клубе «Белый Кролик» и студии «Добролет». 

Алекс Поляков участвовал в фестивалях: «Unplugged & Акустик» в Рок-клубе на Рубинштейна, 13 (1997 г.), «Лестница» (98-99 гг., СПб), «За порогом» (2001 г., СПб), «Фонари» (2004 г., СПб), «Полёты» (2006 г., СПб), «Произвольная космонавтика» (2006 г., Москва). Побывал с концертами в Москве, Туле, Владимире.

Его песни были включены в сборники «Сонечка Wanted» (2003 г.), «Книга поэтического рока. Глава 1. Полёты» (2004 г.), «Книга поэтического рока. Глава 2. Лабиринт» (2005 г.).

В 1994 г. в С-Петербурге на концерте в клубе «Стерх» записан альбом «Театр Санкт-Питер’Брук». 

В 1997 г. Алекс Поляков записывает альбом «Сны Серебряного Века» (в Москве на концерте в клубе «Перекресток») 

После глобального перерыва в 2004 г. пишет альбом «Homo Ludens в реальном времени полуживой» на студии «CHASOVSHIK STUDIO» (звукорежиссер Евгений Кирцидели). В том же 2004 г. на лейбле «JSR» (Я-Ха) выходит CD «Антология» (MP3), в который входят последние три альбома. 

Алекс пишет и исполняет свои песни, используя гитарный синтезатор (Roland GR-33), создавая на сцене звучание группы (перкуссия, бас, рояль). В мире акустического андеграунда завоевывает себе славу поэта ценящего Слово и профессионального гитариста с выверенной собственной манерой игры. Что же касается направления его Музыки и Поэзии, то (пользуясь принятой терминологией) можно назвать это «Декаданс-Бард-Рок».