Карл Хламкин

КАРЛ ХЛАМКИН — наглый, хрипатый и на первый взгляд самый жизнерадостный из «альтернативных» шансонье. Играет он, как правило, нечто близкое к ска — музыке солнечной и веселой. Однако же за внешней бесшабашностью маячит печаль: хламкинские пляски до утра происходят не от избытка сил, а от безысходности. В его песнях человек идет, чтобы крикнуть что-то вслед отходящему поезду, а девчонка убегает из дома на случайной барже — и попробуй поймай…
    
Персональный сайт: www.hlamkin.com

                                                    Хламкин, каким мы его знаем

Любое более-менее литературное произведение, да хоть бы и пресс-релиз, принято начинать с эпиграфа, а то и нескольких. Ну, принято – так принято, с них и начнем.

«Хламкин – это бомж, который сидит в луже, но при этом смотрит на звезды».
Евгений Колмыков, продюсер группы «Ляпис Трубецкой»

«На территории, прилегающей к Балтийскому морю и именуемой Латвией, группа Хламкина — в достаточной степени культовое образование».
Интернет-проект «Takaya Музыка».

«Карл Хламкин — смешной чудак, играюший нечто дворово-кабацкое в современной аранжировке».
Олег Климов, шеф-редактор «Музыкальной газеты».

«Это — первый лучик надежды, появившийся на выжженной земле антисоветской Прибалтики со времен легендарного Хламкина».
Александр Кушнир, рок-критик (об одной из рижских групп).

С эпиграфами разобрались, теперь можно перейти к делу. И сразу сделать сенсационное заявление: Карл Хламкин на самом деле и не Карл никакой, и не Хламкин. Хотя сегодня об этом позабыли даже самые близкие карловы друзья. Какие имя и фамилия записаны в его паспорте – одному Богу известно. Ну, может, еще милиции, которая почему-то очень любит проверять хламкинские документы. История превращения нашего героя в Карла Хламкина заслуживает отдельного рассказа, а раз заслуживает, то мы вам ее и расскажем.

Лет пятнадцать тому назад некий Карл Хламкин, вполне себе реальный житель Риги, уехал на Землю Обетованную. Нашему Хламкину, который тогда еще Хламкиным не был, показалось несправедливым, что такое роскошное имя пропадает зря. Ну, он его и позаимствовал, и даже группе своей ради такого случая придумал новое название: «Хламкин Едет в Израил». Говорят, что когда весть о Хламкине – знаменитом рижском музыканте и не менее знаменитом выпивохе — разнеслась по миру, настоящий Хламкин специально прилетал из Израиля и чуть ли не на коленях просил нашего Карла «не позорить его честное имя». Но было уже слишком поздно. По сравнению с нашим Хламкиным израильский выглядел недотепистым самозванцем.

Но мы немножко отвлеклись. Это же все-таки пресс-релиз, а не сборник анекдотов. Вообще-то, Карл – барабанщик. Барабанщиком он решил стать после того, как на одной из линеек в пионерском лагере ему доверили сыграть барабанную дробь. Потом была школьная группа, потом «халтуры» на свадьбах, потом – работа в известных рижских рок-командах «Цемент» и «Карт-бланш». А потом, в самом начале 90-х, Хламкин запел. То есть, пел он, конечно, и раньше, но все больше для себя и для друзей, а теперь решил свои песни записывать и исполнять на концертах под аккомпанемент собственной группы. Впрочем, музыканты, с которыми Карл концертировал, менялись так же часто, как и названия хламкинского проекта: «Хламкин едет в Израил», «Хламкин и саласпилсские ракеты», «Карл и секция деревянных игрушек», «Карл и секция летальных аппаратов», «Карл и новые приборы», «Карл и оркестр цыганского джазу», «Карл и Валера: театр камней», «Хламкин едет жениться», «Карл и укус кукушки», «Карл и оркестр заложников имени Тупака Амару». С 1992 по 1997 год Карл Хламкин записал несколько альбомов в Риге и выступил вместе со своим бэндом на нескольких крупных фестивалях («Сырок» и «Индюки» в Москве, «Рок-коронация» в Минске и др.), причем, везде произвел настоящий фурор. С момента последнего концерта Хламкина в Москве прошло уже почти восемь лет, но авторитетные рок-критики АК Троицкий и Сергей Гурьев до сих пор вспоминают Карла добрым словом и обещают всяческую помощь в случае его приезда в Первопрестольную.

Однако до последнего времени Хламкин предпочитал Москве другую столицу – Минск, где живут его хорошие друзья из группы «Ляпис Трубецкой». При поддержке «ляписов» Карл несколько раз записывался в Белоруссии, а когда музыканты «ЛТ» решили создать свой независимый рекорд-лейл «Дети Солнца», Хламкину, разумеется, предложили стать его первым артистом. Весной 2001 года Карл Хламкин записал на студии «Ляписа Трубецкого» четыре песни: три их них («Патрис Лумумба», «Лужники» и «Без пива») сделаны с музыкантами группы «Мантана» и духовой секцией «ЛТ», четвертая («Танцевали до утра») представляет собой дуэт с лидером «ляписов» Сергеем Михалком.

Две вещи Хламкина были изданы на первых сборниках новообразованного лейбла «Дети Солнца» (дата релиза — 17 мая 2001 года). Сборник «Адис-Аббеба» открывается песней «Танцевали до утра», в сборник «Дети Солнца» вошел старый хламкинский хит «Цыганские хори».

Полтора года назад все в том же Минске и при помощи все тех же «ляписов», точнее – их продюсера Жени Колмыкова, Хламкину сняли первый клип. Экранизации подверглась песня «Танцевали до утра» (версия, записанная Карлом с Гомельским диксилендом). Специально для съемок клипа из Москвы приехали Петлюра с Пани Броней и прочие не менее колоритные персонажи. В кафе, где снимался ролик, был устроен форменный беспредел, но все усилия оказались тщетны. Когда готовый клип принесли на MTV, тамошние спецы возмущенно замахали руками: «Это? К нам в эфир??? Да вы что, это же русский шансон какой-то!!!». Хотя люди, не меньше эмтивишников разбирающиеся в музыке, дают карловскому творчеству другое определение: это настоящий русский ска, честный, веселый и бесшабашный. Карл Хламкин и сейчас живет в Риге. Сочиняет песни: про героическую жизнь и трагическую смерть Патриса Лумумбы; про бедовую девчонку, сбежавшую из дома на случайной барже; про пьяных матросов, которые танцевали до утра и свалились под кровать; про молодого человека в хорошем костюме, который пришел на вокзал, чтобы крикнуть вслед отходящему поезду… Поет хриплым «томвэйтсовским» голосом. Выступает в рижских клубах и на рижских улицах. Обещается приехать в Москву. Когда это произойдет, наша жизнь станет если не лучше, то уж точно веселей.