Митьки

Митьки́ — группа художников из Санкт-Петербурга, объединяющая около двух десятков человек и названная по имени одного из них, Дмитрия Шагина, а также субкультура, сформировавшаяся на основе их мировоззренческих принципов.
Персональный сайт: www.mitki.kulichki.com

Дмитрий Шагин родился в 1957 году в Ленинграде.В 1975 году окончил художественную школу при АХ СССР.

В 1984 году организовал группу, получившую название «Митьки».

Своими учителями Дмитрий Шагин считает мать, художницу Наталью Жилину, отца, художника Владимира Шагина, Александра Арефьева и Рихарда Васми. Выставляется с 1976 года на выставках ленинградских неофициальных художников: ТЭВ (Товарищество Экспериментальных Выставок), ТЭИИ (Товарищество Экспериментального Изобразительного Искусства). С 1988 года — участник ряда зарубежных групповых выставок: в Париже, Кельне, Антверпене, Лозанне, Вене, Сан-Диего (США), Нью-Йорке, Вашингтоне, Рио-де-Жанейро. Работы художника приобретены многими частными коллекционерами зарубежных стран, а также Русским музеем,Музеем истории города (Ленинград), Новосибирским музеем и другими.

Митьками, во главе с Дмитрием Шагиным, было записано несколько музыкальных альбомов, в которых содержались как собственные произведения митьков, так и старые советсткие песни. Исполнителями песен на альбомах выступали сами митьки, а также их друзья, в том числе известные отечественные рок-музыканты (например, Борис Гребенщиков, Дюша Романов). Вот названия некоторых из записанных альбомов:

Митьковская тишина
Раскинулось море широко
Митьковские песни
Митьковские танцы (электронная музыка с митьковским речитативом)
Митьковская бескозырка
Митьковский Питер (2004)

Вокруг «Митьков» сформировалось своеобразное общественно-эстетическое движение, участники которого проявляют себя в изобразительном искусстве, прозе, поэзии и стиле жизни. Главные принципы этого стиля — доброта, несколько слезливая любовь к ближнему, жалостливость, предельная простота в речи и манере одеваться. Лексико-грамматические особенности речи митьков — частое употребление слов «братушка» («братишка» и т. п.) и «сестрёнка», а также любовь к уменьшительно-ласкательным суффиксам. В 1992—1993 гг. периодически выходила «Митьки-Газета».

Переход арт-проекта, представлявшего собой скорее пародию на некую субкультуру и на личность Дмитрия Шагина, проявился в выходе образа митька из-под контроля первоначальной группы художников-питерцев. Это прежде всего московские митьки (выражение, первоначально являвшееся оксюмороном), культовую литературу которых создали Асс и Бегемотов, и новые митьки. Каждое из новых «поколений» расширяло словарь митьков и представление о них.

«Евангелие от митьков» (полное название «Житие великого митька Иисуса по кликухе Христос и о том, как он тащился, и как его замочили враги») было написано в 1990 году в Харькове Михаилом Шильманом и распространено было в узком кругу до 1993 года, когда оно попало в Фидонет и получило популярность.

Хотя «Евангелие от митьков» наследовало у митьков довольно многое: лексикон, расслабленность как добродетель — но у него были и большие противоречия с эстетикой традиционных митьков (на уровне лексикона это выражения «крутой чувак», «сынки», увлечение персонажей наркотиками, а не алкоголем), и в целом оно описывало, скорее, эстетику другой субкультуры — растаманов (см. Растаманские сказки Дмитрия Гайдука).

Это, а также православная религиозность «Митьков», привело к тому, что в 1999 году, после того как архиепископ Ивановский и Кинешмский Амвросий отлучил редактора областной ивановской молодежной газеты «Прямая речь» Владимира Соловьева от церкви за публикацию текста, группа «Митьки», которая и до этого дистанцировалась от пародии Шильмана, начала кампанию против этого текста.

Теоретически митек — высокоморальная личность, мировоззрение его тяготеет к формуле: православие, самодержавие, народность, однако на практике он настолько легкомысленен, что может показаться лишенным многих моральных устоев. Однако митек никогда не прибегает к насилию, не причиняет людям сознательного зла и абсолютно не агрессивен.

Митек никогда не выразит в глаза обидчику негодования или неудовольствия по поводу причиненного ему зла. Скорее он ласково, но горестно скажет: «Как же ты братушка?», однако за глаза он по поводу каждого высказанного ему упрека будет чуть ли не со слезами говорить, что его съели с говном.