Юрий Наумов

«Отточенными коготками он извлекает из девятиструнной гитары такие звуки, которые услышишь от оркестра. Он зовет на живую вибрацию, мы приходим и получаем ее. Его голос прорывается через гул пустых разговоров. Он из эпохи 70-80-х: там, где Майк Науменко и его «Субботний вечер». Науменко знают, а Наумова, который многое перенял у него, поверил в русский блюз – не очень»…

Персональный сайт: naumov.rock-club.org

Юрий Наумов — блюзовый гитарист и автор песен, владеющий уникальной техникой игры на 9-струнной гитаре. Столь необычный инструмент был специально сделан для него московским скрипичным мастером С.Ноздриным. Американские журналы «Guitar World» и «The New Yorker Magazine» называли Ю.Наумова «группой из одного человека, который звучит так, как если бы три гитариста играли одновременно». Своими предшественниками сам музыкант считает «Beatles», «The», хард-роковую группу Led Zeppelin и Майка Науменко.

Юрий Наумов начал заниматься рок-музыкой в Новосибирске. Первые написанные им песни относятся к 1982 году. Там же, благодаря квартирникам и концертам в небольших клубах, он приобрел некоторую известность.

В 1983 вместе с Л.Зотовым (барабаны) и О.Курохтиным (электрогитара) Ю.Наумов записал первый магнитоальбом «Депрессия». Название альбома полностью отвечало его содержанию, однако, музыка, тексты и аранжировки представляли пример типичной советской рок-индустрии начала 80-х. Затем альбом несколько раз переиздавался под другими названиями (в т.ч. «Проходной двор»).

Вскоре Наумов бросил новосибирский мединститут и перебрался в Ленинград. Долгое время его имя было связано с полумифической группой «Проходной Двор», лидером которой он являлся. Группа, впрочем, имела реальное воплощение — на 6-м фестивале Ленинградского рок-клуба «Проходной Двор» выступал в составе: Ю.Наумов — вокал, гитара, О.Дегтярев — бас, Б.Шавейников — ударные, В.Михайлов — клавишные. На концертах осени 1988 — зимы 1989, в связи с уходом Б.Шавейникова в «Аукцыон», на барабанах играл П.Трощенков («Аквариум»).

В 1986 в Москве был записан альбом «Блюз в 1000 дней», созданный при помощи 4-х канального магнитофона Sony и ритм-компьютера Yamaha RX-15, на котором Ю.Наумов в одиночку исполнил все инструментальные партии — электрогитара, акустическая гитара, бас-гитара и вокал.

По содержанию и музыкальному воплощению песни альбома напоминали проекты А.Макаревича и Б.Гребенщикова, однако, со сложной и развернутой партией гитары. Многие композиции этого сборника вошли в более поздние альбомы.

Следующий альбом — «Не поддающийся проверке» (1987) был создан в Москве-Ленинграде при участии М.Секея (клавишные, акустическая гитара). В 1989 появился новый альбом «Перекати — поле», записанный вместе с М.Секеем и И.Чумычкиным (электрогитара; будущий музыкант «Алисы»). Песни, вошедшие в сборник, различны и по качеству и по содержанию: от интеллектуального панка до депрессивной лирики.

До отъезда за рубеж Ю.Наумов успел выступить в тридцати городах России, принять участие в 5-м и 6-м фестивалях Ленинградского рок-клуба (1987-88 гг.), блюзовом фестивале в Харькове (1989) и «Рок-Акустике» в Череповце (1990).

28 октября 1990 года Наумов эмигрировал в США, где продолжил свою музыкальную карьеру. Он с успехом гастролировал по городам США, выступал на концертных площадках Израиля, принимал участие в проектах под названием «Ben & Jerry Rock Festival» (1994, Вермонт, США) и «Bergen Blues Festival» (1996, Берген, Норвегия).

В апреле 1994 Наумов впервые вернулся в Россию с концертами. Фрагмент его выступления в ЦДХ в Москве был издан на CD («Московский Буги», 1994, FeeLee Records). «Московский буги» стал своего рода визитной карточкой гитариста. Песни диска отразили новый этап в мировоззрении и творчестве музыканта. Тема бегства, основная в предыдущих сборниках, сменилась темой возвращения, темой ушедшего времени. Помимо новых интересных композиций («Дорога назад», «Возвращение блудного сына»), в альбом вошли старые песни, в том числе «Сказка о Карле, короле рок-н-рола» («Блюз в 1000 дней»). Философские аллитеративные тексты, развернутая система символов — все это выделило Ю.Наумова среди большинства российских и западных блюзовых исполнителей. Визиты на родину стали регулярными — 2 раза в год, концерты проходят с полным аншлагом.