Вячеслав Ковалев

Автор и исполнитель песен, концертный менеджер…
Персональный сайт: www.art-process.ru/

Ковалев Вячеслав Анукович родился в г. Ленинграде 26 сентября 1965 года в семье «простого советского инженера».

Академического музыкального образования не имеет, но музыкой увлекался с самого раннего детства. Занимался классической и джазовой гитарой, самостоятельно изучил теорию построения аккордов. Композиторские решения В.Ковалева всегда отличают многоплановость и новаторство, что неоднократно отмечали музыкальные критики, работающие не только в жанре авторской песни.

После окончания средней школы № 395, поступил в ЛИТМО (Ленинградский институт точной механики и оптики). Там стал участником вокального ансамбля под руководством Владимира Волкова-Китаина. С этим коллективом для молодого, тогда еще только исполнителя, связаны постижение азов вокального мастерства, более глубокое знакомство с жанром авторской песни и первые гастрольные поездки.

Проявив яркие организаторские способности (уже после II курса был назначен Мастером, а потом и Командиром строительного студенческого отряда), тем не менее, ушел из института после III курса.

Работал на Ленинградском Электромеханическом заводе, затем служил в Вооруженных силах (войска космической связи). Первый год – в тогда боевом ТуркВО (Туркестанский военный округ) командиром отделения, второй год – в Белоруссии. Последние полгода службы проходил уже в качестве старшины роты.

После службы в армии (1988 г.) появились первые песни, которые услышала широкая публика, сначала в исполнении ансамбля п/р В.Волкова-Китаина (абонементные концерты клуба «Восток»), затем (после распада коллектива), — в дуэте с Дмитрием Луневым. Первый сольный концерт «с фотографией на афише», состоялся в ДК им. Ленсовета при содействии клуба песни «Меридиан» и его руководителя – Анны Яшунской. Окончив с отличием училище № 131, В.Ковалев работает в «Интуристе» (г-ца «Астория»), затем – коммерческим директором в частной турфирме.

В это же время начинается его профессиональный период в роли активно выступающего автора-исполнителя. В.Ковалева приглашают в разные города с концертами, и в качестве гостя (члена жюри) на различные фестивали авторской песни (Самара, Москва, Норильск, Витебск, Могилев, Славутич, Киев, Минск, Челябинск, Миасс, Псков, Великие Луки, Тверь, Смоленск, Новгород, Балтийск, Череповец, Воронеж, Пермь, Кострома, Волгоград, Ташкент, Таллин, Казань и др.). Дмитрий Лунев, с которым В.Ковалев знаком еще со школьных лет, покидает дуэт, и его место занимает гитарист из Ижевска Владимир Мальцев.

В 1994 годы выходит первый альбом «Среда обитания» , из 12 песен, аранжированных питерским музыкантом Михаилом Куприяновым. Запись проходила на студии «Форум» с привлечением большого количества сессионных музыкантов, мастеринг – в Москве. Альбом вышел сразу на трех носителях – MK, LP, CD, и стал первым среди работ питерских авторов, выпущенных на лазерном диске.

Коммуникабельность и открытость, организаторские способности, опыт работы на сцене и с представителями СМИ (включая прямые телевизионные эфиры на федеральных каналах), личное знакомство с известными людьми, — весь этот потенциал предложил использовать В.Ковалеву директор Ленинградского зоопарка Иван Корнеев, осуществляя долговременную программу «Концерты в Ленинградском зоопарке».

С 1995 по 2002 г.г., В.Ковалев являлся главным идеологом и бессменным директором Концертного Зала Ленинградского зоопарка. За сравнительно недолгий промежуток времени, площадка становится поистине культовым местом для представителей почти всех музыкальных направлений, за исключением «попсы».

В последние два сезона в зале проходили ежедневные афишные мероприятия (30 концертов в месяц)! На концерты в зоопарк стали приезжать зрители из других городов. Один только перечень как именитых, так и малоизвестных групп и исполнителей из разных городов СНГ (плюс около двух десятков зарубежных исполнителей), выступивших за эти годы на сцене зала зоопарка, занял бы несколько страниц. Здесь начинали «Ночные Снайперы» и «Зимовье Зверей», снял фильм Леонид Сергеев, проводил научно-популярные встречи Доктор Щеглов, постоянно выступали Михаил Башаков, Леонид Федоров («АукцЫон»), Умка, Федор Чистяков (экс-«Ноль»), «Тамбурин» и т.д. и т.д.

Договора с фирмами-монополистами в области театрально-концертной деятельности, сотрудничество с крупнейшими музыкальными магазинами, постоянное репертуарное присутствие в городской театральной сетке, информационно-справочных службах, печатных СМИ, сюжеты на ТВ, программы на радио, система «бесконфликтной» неформальной рекламы – таким набором не могла похвастаться ни одна концертная площадка города численностью до 100 человек.

Одним из составляющих успеха, конечно, был безупречный звук. Еще во время записи первого альбома, В.Ковалев очень заинтересовался технологиями звукозаписи. В зоопарке заинтересованность переросла в одну из профессиональных граней. Он лично отработал за пультом около 300 концертов различной сложности, записал несколько альбомов.

По прошествии времени, эти записи приобретают еще один смысл. Последний концерт Александра Хочинского с пианистом Маратом Камиловым в зоопарке вышел в 2003 году на промышленной кассете исключительно потому, что это был последний концерт как для Хочинского, так и для Камилова… Запись эта была сделана Славой Ковалевым. Но самой заметной работой В.Ковалева как саунд-продюсера, пожалуй, является первый CD московской исполнительницы Лиды Чебоксаровой «Люди сухопутья». Л.Чебоксарова сейчас, наверное, входит в пятерку самых известных исполнительниц авторской песни в мире. У нее за плечами «Норд-Ост», «Песни нашего века», ни один десяток сборников и три сольные пластинки, но на первой – фото В.Ковалева и благодарность И.Корнееву.

Спустя несколько месяцев после «трудоустройства» в зоопарк, В.Ковалев перестал играть с В.Мальцевым, и начал готовить программу с гитаристом и аранжировщиком Сергеем Григорьевым. Работа с искушенным рок-музыкантом, который понимает и чувствует авторскую песню (у С.Григорьева был опыт выступлений с В.Соколовым и В.Толочко), дала ощутимый результат с точки зрения звучания песен. Выступления дуэта сопровождались вниманием и аплодисментами публики, даже если таковая не относила себя к поклонникам КСП. В.Ковалева, как никакого другого барда, лично знает огромное количество питерских музыкантов. Но, пожалуй, самые теплые отношения сложились с группой «Торба-на-Круче». Сергей Григорьев начал репетировать с «Торбой…» как бас-гитарист (сейчас он штатный музыкант группы), а Макс Иванов (солист группы и автор всех песен), начал выступать с В.Ковалевым в качестве альтиста. Несколько концертов В.Ковалев дал в полновесном инструментальном составе – с барабанами, бас-гитарой, клавишными, альтом и флейтой. В этих концертах также принимали участие Елизавета Андреева («Танки»), Артем Беспалов («Торба-на-Круче»), Юрий Комков («Белый Ангел»), Алексей Агеев («L-sound»). Случалось, помогали В.Ковалеву и другие музыканты – Дмитрий Максимачев, Настя Макарова («Ступени»), Элла Белякова, Александр Свистунов, Евгений Бобров.

Выступления В.Ковалева того периода отличали мощное живое звучание и изысканность аранжировок. Увидели свет концертный сборник «Начну с нуля» и видеофильм «Концерт в Ленинградском зоопарке» на VHS (режиссер Л.Зарх, дизайн А.Дружинина).

В 1996 году Вячеслав Ковалев был приглашен Юрием Кравцовым (в те годы – Председатель Законодательного Собрания Петербурга) в качестве члена Оргкомитета по подготовке и проведению I Международного фестиваля авторской песни «Петербургский аккорд». С 1997 по 2001 г.г. Вячеслав Ковалев – заместитель Председателя Оргкомитета и заместитель Директора Международного фестиваля авторской песни «Петербургский аккорд». Опыт студийной работы, административный багаж директора концертного зала, хорошее знание современных медиа-технологий, определили «специализацию» В.Ковалева в составе Оргкомитета. Он курировал студийные записи лауреатов и дипломантов, отвечал за техническое обслуживание фестиваля, своевременный выпуск аудио и видео продукции и т.п. В 2001 году В.Ковалев и Н.Алексеева (оба – заместители Председателя Оргкомитета) вышли из состава руководства Фестиваля по собственному желанию.

Серьезная нехватка времени, вызванная участием в других проектах и административной загруженностью, привели к тому, что выступлений становилось меньше, а новые песни почти не появлялись. После изнурительных политических баталий, которые вынуждено было вести административное звено Ленинградского зоопарка с прежним руководством города, государственное учреждение «Ленинградский зоопарк» в 2002 году было все-таки ликвидировано, а концертный зал закрыт. Помимо директора зоопарка Ивана Корнеева, «на улице» оказалось более 80-ти высококлассных специалистов. Осознание того, что успешная и нужная концертная программа была закрыта по политическому заказу, не могло не отразиться на оценке происходящего вокруг, и В.Ковалев стал появляться на публике крайне редко. Работая в агентстве по наружной рекламе, он серьезно начинает заниматься теоретическим обоснованием экономики в малобюджетных проектах, пытаясь обобщить, накопившийся к этому времени, свой административный, артистический и, даже, бухгалтерский опыт.

Через год он предстает как составитель коммерческих (инвестиционных) проектов в области культуры и досуга («Концертный Комплекс новой формации», «Мини-клуб «Аудио Про» ). Вместе с депутатом ЗакСа Петербурга, Председателем комиссии по науке, культуре и образованию – Леонидом Романковым, в 2003 году В.Ковалев занимался популяризацией этих идей. Экономическая ситуация в СПб в то время еще не «созрела» до масштабных инвестиций, связанных с технологиями creative industries, но концептуальная основа этих работ, получила очень высокую оценку у профессионалов.

Песни В.Ковалева живут, как и у всякого заметного автора, своей жизнью. Продолжают выходить всевозможные сборники, где присутствуют Славины песни в различных вариантах его собственного (и не только) исполнения. Но 2004 год стал «вторым дыханием» для В.Ковалева, как для автора. Видно, накопилось, а талант Бог не отнял. Написано много новых песен, которые не только не уступают по уровню эмоционального воздействия, уже известным, но и явно превосходят их. Кратковременные появления питерского барда на сборных концертах, выявили искренний интерес любителей «текстоориентированной» песни к его творчеству. Компания «KDK» выпустила концертный альбом В.Ковалева «Концерт в музее Александра Блока» , который прошел в рамках фестиваля «Могучая кучка». В.Ковалев перестал отказываться от гастрольных поездок. Появились анонсы сольных концертов.

В 2005 году Вячеслав Ковалев и Александр Петерсон (гитарист и руководитель питерской группы «Зимовье Зверей») объявляют о рождении нового совместного акустического проекта. Уже в мае 2005 г. выходит долгожданный номерной студийный альбом «Моё», куда вошли песни на музыку и тексты В.Ковалева, в т.ч. датированные 2004 и 2005 г.г. После 8-летнего перерыва, В.Ковалев приехал на XXXII фестиваль им.В.Грушина, и в третий раз стал его лауреатом. Начался период активных гастрольных поездок. Александр Петерсон, «раскрывшийся» в дуэте с В.Ковалевым, как весьма крепкий соло-гитарист, выполнял функции директора проекта вплоть до весны 2006 года. В апреле 2006 года В.Ковалев и С.Григорьев приступают к записи альбома с песнями на стихи Сергея Татаринова. В январе 2007 года выходит их студийная работа «Почему бы и нет…» Впереди – новые пластинки, сольные концерты, эфиры на радио и ТВ, поездки на фестивали, организация собственных музыкально-концертных брэндов…

Вячеслав Ковалев пишет песни не только на свои тексты, но и на стихи других поэтов. Основные соавторы – Сергей Татаринов и Константин Арбенин. Есть единичные, менее известные работы на стихи В.Лейкина, Н.Заболоцкого, В.Шефнера, А.Широглазова, Е.Расовой, А.Яшунской, Т.Кузовлевой. Наиболее известными широкому кругу слушателей стали песни на музыку и стихи В.Ковалева: «Другу-туристу» (Ну, как же нам с тобой, дружище…), «Катерок» (Задул ветерок, причалил катерок…), «Вероника» (Как светлы ее печали…), «Сказочник» (Нам с тобой по пути…), «Начну с нуля» (Наверное, я сам виноват, что так все получилось…), «Крымский полуостров» (Белые дороги, серые дома…). Сравнительно новые песни «Мое» (Долгие ночи без сна…), «Парашют» (Люди, как разорванные снимки…), «Хранителям Москвы» (Одинокий и неброский…), «Ты лучше всех» (К маме по соседству через два квартала…), также быстро нашли своих многочисленных поклонников.

В.Ковалев инициировал в 2005 году создание компании «Арт-Процесс».