Алеша Дмитриевич

Алеша Дмитриевич — это совершенно отдельная страница мировой русской культуры, единственный и последний представитель целого направления в русской и цыганской песне. Теперь цыгане так не поют.

Алеша Димитриевич родился в Санкт Петербурге в 1913 в семье цыган-музыкантов.

Отец создал цыганский ансамбль из певцов и танцоров и организовал турне по всей России. У Алеши было три старших брата Иван, Николай и Дмитрий и две сестры — Валя и Маруся. Каждому из детей в ансамбле предназначалась своя роль певца, танцора или музыканта, Алеша должен был стать танцором и гитаристом.

В 1919 году Димитриевичи выехалаи во Владивосток а оттуда в Харбин — в Китай, с этого момента началась их эмиграция. Димитриевичи выступали в Японии, на Филиппинах, в Индии, в Греции, в Марокко, Испании. В 1929 году они переехали во Францию — сначала в Марсель, потом в Париж. Старший Димитриевич открыл здесь русский ресторан — кабаре «Золотая рыбка». В те годы Алеша много выступал. Он был незаурядным танцором и акробатом его не раз приглашали выступать в цирковые труппы, коронным номером Алеши было двойное сальто. В русском Париже Алеша приобщился и к русской культуре. Впрочем, он и так никогда не забывал, что он Петербуржец.

В 1940 году новая эмиграция. Теперь путь его лежит в Южную Америку. Ансамбль Димитриевичей выступает на подмостках театров Бразилии, Аргентины, Боливии и Парагвая, Спустя пять лет Алеша отделяется от семьи, он меняет профессии, много путешествует, танцует в знаменитом кабаре «Табарис» в Буэнос-Айресе. В 1960 году умер его отец, сестра Маруся, и вскоре, брат Иван. В эти дни из Парижа пришла весть от сестры Вали, она страдала от одиночества и звала Алешу к себе.

Он приехал в Париж в 1961 году и вскоре начал петь. Ему было около пятидесяти. Редкий случай — рождение певца в таком возрасте. Но Алеша объяснял это просто. «Пение это дар «. Дар, который в нем проснулся поздно, но развивался стремительно и ярко. В 1962 году с помощью известного писателя Кесселя появилась пластинка «Последние голоса цыган». На ней записалась Валя Димитриевич и Володя Поляков. Алеша им аккомпанировал на гитаре. Следующая пластинка вышла в 1968 году. На ней Алеша Дмитриевич поет со своим другом Юлом Бриннером — известным американским актером русского происхождения. Третья пластинка вышла через два года: пластинка Вали и Алеши Димитриевичей. А в 1975 году по инициативе художника Михаила Шемякина была выпущена его «персональная» пластинка — на ней Алеша поет один.

За эти годы Алеша стал широко известен во Франции. Его песенный репертуар с каждым годом расширялся. Это были и романсы на стихи Апухтина и Есенина, и шлягеры двадцатых годов, и песни об эмигрантской судьбе. Он исполнял романсы русских поэтов используя цыганскую гармонию, что давало необычайный эффект. Он пел в русских ресторанах «Царевич» и «Распутин» но подлинного Алешу можно было увидеть только на частных вечерах. Он преображался. Он был чудесен. Недаром у него было столько верных друзей, среди них были и знаменитости (такие, как Юл Бриннер, Омар Шариф, Марина Влади и Иосиф Кессель) и молодые парижские музыканты, с которыми Алеша Дмитриевич любил вместе играть, и художники из «Третьей волны».

Алеша совершил турне по Соединенным Штатам Америки, Он выступал в 12-ти городах, в основном перед русской публикой. Успех был полным. Были трогательные встречи с друзьями из первой эмиграции, которые помнили Алешу — танцора по Парижу и впервые слушали Димитриевича-певца. Вероятно, он предчувствовал свою близкую смерть. За полгода до своей смерти, спев романс «Пора собирать чемоданчик», он всерьез повторил эти слова, а последний раз выступая в «Распутине» он пел Сергея Есенина «До свиданья, друг мой, до свиданья».

Алеша Дмитриевич скончался 21 января 1986 года. Отпевание состоялось в Свято-Александре Невском соборе, а погребенье на кладбище Сент-Женевьев де Буа. На прощанье Алешины друзья — парижские музыканты — играли на кладбище его песни.

В эти дни во многих русских домах в Париже звучал в динамиках голос Димитриевича, не умирающий голос Алеши.