Евгений Агранович

Родился в Орле 88 лет назад. В тридцатые годы, в возрасте 12 лет попадает в Москву. В Москве к тому времени уже жил его старший брат Леонид, который, будучи на 4 года старше, входил в так называемую «бригаду Маяковского», занимавшуюся активной пропагандой творчества Владимира Маяковского.

Родился в Орле 88 лет назад.

В тридцатые годы, в возрасте 12 лет попадает в Москву. В Москве к тому времени уже жил его старший брат Леонид, который, будучи на 4 года старше, входил в так называемую «бригаду Маяковского», занимавшуюся активной пропагандой творчества Владимира Маяковского. Они с большим энтузиазмом читали стихи и поэмы поэта на фабриках и заводах, на стройках, в воинских частях. Евгений Данилович тоже стал активным участником этого движения. Сценическому мастерству бригадмильцев обучал ярчайший представитель искусства художественного слова В. Н. Яхонтов. Его собственные композиции, в том числе программа «Вечера Маяковского», составляли программу театра одного актера Яхонтова.

В то время в Москве сложилось литературно-поэтическое братство, дружное и сплоченное. В числе близких друзей Евгения Даниловича были Павел Коган, Михаил Кульчицкий, Борис Слуцкий.

В начале войны Е. Д. Агранович, оставив аудитории литературного института им. Горького, пошел на фронт добровольцем. Из студентов, будущих творческих деятелей искусства, был сформирован комсомольский «22-й отдельный истребительный батальон». Евгений Данилович имел звонкий голос и был назначен запевалой этого батальона. На марше они пели песню Р.Киплинга, имеющую бесконечное число куплетов с припевом «… и только пыль, пыль, пыль из под шагающих сапог. Отдыха нет на войне». Музыку для песни Евгений Данилович придумал сам. К строкам Киплинга он присовокупил несколько своих куплетов. В одном из куплетов звучат слова, что после войны память солдат сохранит не бомбежки и лишения, а только пыль, пыль, пыль. Евгений Данилович прошел всю войну до конца, но уже военным корреспондентом.

Первая же его песня была написана в 1938 году в соавторстве с Борисом Смоленским, рано погибшем на войне, и называлась она «Одесса-мама».
«В тумане тают белые огни, сегодня мы уходим в море прямо
Поговорим за берега твои родимая моя Одесса-мама»
Эта песня разошлась по городам и весям, и долгое время считалась народной.
Также народными считались долгое время песни, написанные им на войне, одна из которых называлась «Лина». В этой песне он, в противовес известному стихотворению Е Симонова, убеждает женщину-солдатку не ждать пропавшего на войне мужа, а скорее найти себе другого, потому что жизнь продолжается.

На войне он научился хорошо обращаться со своим парабеллумом, личным оружием.

После окончания войны он пришел в родной литературный институт в форме, увешанный орденами и медалями. Пришел поинтересоваться расписанием будущих занятий. В ответ он услышал, что в этом институте существует факультет только Русской поэзии.
— Ну да, — сказал Агранович, — именно с этого факультета я и ушел на фронт.
— Да нет, — возразил канцелярский работник, — у нас факультет именно Русской поэзии, где могут обучаться исключительно «русские» студенты.
Выстрелить из личного оружия Е.Д. помешала только случайность.
Выйдя из дверей института в этот день, Агранович позвонил К. Симонову и П. Антакольскому, которые приехали незамедлительно и уладили неувязочку с Русской поэзией.
По окончанию литературного института Евгений Данилович работал журналистом-репортером в газете ОСОАВИАХИМа, где писал статьи о событиях в воинских частях по заданию редакции. Работа у него ладилась и спорилась до тех пор, пока он неудачно не пошутил в кулуарах на тему космополитов. Уволен был в кратчайший срок.
Оставшуюся рабочую и творческую биографию Евгений Данилович прожил «вольным стрелком».
Он автор не только известных песен, но и многих сценариев к фильмам и мультфильмам.
Это давало ему достаточно средств к существованию, но при этом он всегда оставался в тени, за кулисами. Как о нем недавно писала Новая газета в своем заголовке: «Неизвестный автор известных песен».
После увольнения из газеты он работал по договору на киностудии им Горького, давая русскую жизнь стихотворным текстам песен в иностранных фильмах.
Среди них песни из кинофильма «Возраст любви» с Лолитой Торес.
Кинофильма «Бродяга» с Радж Капуром.
Он писал сценарии на студии «Союзмультфильм».
Среди них стихотворный текст к полнометражному мультфильму «Сотворение мира».
Он писал сценарии к игровым агитационным короткометражным фильмам, многие из которых были отмечены премиями за лучшую работу сценариста на Загребском международном фестивале.
Восемь лет назад Евгений Данилович и Клуб авторской песни нашли друг друга. Он стал активно участвовать в фестивалях авторской песни, концертах, выпустил компакт-диски. Песни он продолжает писать по сей день. Его, конечно, как фронтовика, больше всего волнует тема войны.
По его словам это было самое яркое, самое эмоциональное время его жизни. Он пишет не только песни, но и стихи, литературные композиции и рассказы. Пожалуй, наиболее оптимистичные и жизнерадостные из них он написал в последнее время. Он прекрасно поет и держится на сцене. Все его действия заряжены такой энергией, что зал приходит в экстаз, после его первой же песни.
— Надо же, — говорит он — зал встает, когда я пою.
Это неудивительно, потому что хочется встать и преклониться перед человеком, на жизнь которого выпали не самые легкие испытания, которые его не только не согнули, но только придали силы для творчества.
Вот некоторые из его песен: «Я в весеннем лесу пил березовый сок», песня из кинофильма «Офицеры», песня «Любовь, стараясь удержать, как саблю тянем мы ее».

Остальные тоже необыкновенно хороши.
В свободное время занимается мелкой пластикой — режет по дереву и по кости. Несмотря на преклонный возраст, продолжает активно жить и творить, и живет в окружении своих творений.